6 лучших программ для чтения с экрана для слепых или слабовидящих

Алан-э-Дейл       09.05.2022 г.

Годы обучения

Омрачали детство Луи события, происходящие на северо-востоке Франции. После поражения армии Наполеона I, войска под предводительством русского царя Александра I шли на Париж. Неизвестные голоса, непонятная речь раздавалась в доме Брайлей, громкие шаги в мастерского отца сильно пугали детей. После двух лет оккупации в 1816 году иностранные войска покинули страну. В деревне возобновился привычный темп жизни. Работа с отцом в мастерской заполняла дни Луи.

Когда Луи исполнилось шесть лет, в деревне появился новый священник, который и изменил жизнь мальчика коренным образом. Отец Якоб учил его истории, знакомил с наукой, познакомил с музыкой и песнями. Он открыл его сердце для христианской веры. Когда Луи было семь лет, родители отправили его к молодому деревенскому учителю. Луи был прилежным и внимательным учеником, несмотря на темноту, которая его окружала он жадно впитывал все, что говорил учитель. Для обучения грамоте отец придумал приспособление, состоящее из деревянной доски, со вбитыми в форме латинских букв гвоздями. Так он освоил основы грамоты и задумался о возможности применения выпуклой поверхности в ходе обучения незрячих, что и стало основой будущего изобретения шрифта.

Отец Яков к десяти годам Луи подыскал для мальчика место в королевской школе для слепых детей, основанной в 1784 году Гийе (ныне национальный институт для слепой молодежи) в Париже. Это было первое образовательное учреждение для незрячих в мире. Родители не хотели отпускать сына, но священник убедили их, что с каждым годом разрыв между Луи и другими детьми будет расти, а парень жаждет знаний.

В школе преподавались все возможные предметы: арифметика, грамматика, география, история, музыка, а Луи был замечательным учеником и преуспевал по всем дисциплинам. Дети много гуляли, держась за веревку, посещают Ботанический сад. Во главе со зрячим учителем около двенадцати детей слушали пение птиц, вдыхали аромат и упивались рассказом о цветах и деревьях. Иногда они ходили в музей естественных наук, где им было позволено прикоснуться до некоторых экспонатов.

Особенно нравились Луи классы музыки. Преподаватели консерватории учили его бесплатно. Освоив не только фортепьяно, но и орган, изобретатель стал ещё и прекрасным музыкантом. В 16 лет он получил оплачиваемую должность органиста в маленькой церкви возле учебного учреждения в Париже.

В школе Луи, обученный чтению, обнаружил, что вся библиотека состояла из 14 тяжелых и неудобных книг. Это зародило в душе мальчика надежду на то, что наступят такие времена, когда книги для незрячих можно будет издавать в больших объемах.

Послеобеденные часы мальчик проводил в мастерских, где вязал шапки и варежки, тачал обувь, плел кнуты для лошадей и быков. В конце первого года обучения Луи получил награду за свое мастерство, основы которого он приобрел, благодаря отцу.

Диагностика и лечение нарушения периферического зрения

Во множестве случаев периферическое зрение ухудшается из-за нарушений в работе головного мозга, но большинство ситуаций – проблемы с глазами или зрительными нервами. Обнаружить причину возникновения слепых пятен специалисты способны по форме и расположению:

  • около центрального участка глаза – окружение в виде кольца указывает на пигментную дистрофию сетчатки;
  • нахождение слепого пятна на краях видимой области говорит о проблемах с сосудистой оболочкой;
  • возникновение непосредственно в зрительном нерве или около него указывает на сложности с самим зрительным нервом или о заболевании макулы.

Диагностика проходит с использованием специального оборудования, способного уловить проблемные участки на глазах. Обследуемый также должен закрывать поочередно каждый глаз, а специалист будет перемещать предмет (например, ручку) от периферии до центра. Задача этого метода – установление того, когда пациент заметит перемещаемую вещь.

Более точный вариант обследования – периметрия, предусматривающая кинетический метод (пациент должен смотреть в одну точку на приборе, а потом он должен заметить возникновение светлого пятна на периферии). Статистическая периметрия является альтернативой, использующей компьютерные модели. В этом случае периферическое зрение определяется путем реагирования на появление огней. Отличия в яркости стимулирующих огней вместе с компьютерной обработкой помогут правильно установить причины заболевания глаз и подобрать способ лечения.

Чтобы исключить необходимость привлечения хирургов, можно воспользоваться глазными каплями, которые подходят для лечения глаукомы на ранних этапах. Лечебное средство стабилизирует внутриглазное давление с целью исключения более серьезных последствий. Главное – не заниматься самолечением и рассчитывать на то, что все само пройдет.

Система чтения для незрячих людей

Азбука для слепых Брайля на французском языке была изобретена в первой половине 19 века французом Луи Брайлем, который сам потерял зрение в трехлетнем возрасте.

В школе для незрячих в Париже мальчика научили чтению слов, напечатанных большими выдавленными буквами, ощупывая их пальцами. Тексты были просто громадные.

В 15 лет он придумал другие буквы, состоящие из выпуклых точек.

Азбука Брайля содержит 65 основных символов.

Он взял за основу ячейку из 6 точек — два столбца по 3 точки в каждом. Любая точка может быть проколота – существует всего 63 возможные комбинации. Затем добавили еще две точки, усовершенствовав шрифт.

Этого хватало не только на все буквы французского алфавита, знаки препинания и цифры, но и на часто используемые слова и буквосочетания, математические символы, обозначения химических элементов и даже ноты.

Азбука Брайля нужно читать слева направо на ощупь, проводя по строчке указательным пальцем.

  • Наибольшая скорость чтения по этой системе — почти 150 слов за минуту. Это в два раза ниже, чем у хорошо видящих людей.
  • Книги, созданные методом Брайля – просто огромные по величине.

Общемировое значение системы Брайля

Метод чтения Брайля используется всеми языками мира, даже для японских и китайских иероглифов. В последние годы его также применили для ряда языков Парагвая, Бутана, Руанды и Бурунди.

Системой Брайля можно воспроизвести:

  • любой алфавит;
  • цифры;
  • математические знаки, уравнения;
  • музыкальные ноты;
  • компьютерные символы;
  • сложные схемы и графики.

Еще в двадцатом веке одним из основных недостатков брайлеровского метода была невозможность общаться, беседовать «здесь и сейчас», то есть в режиме реального времени.

В настоящее время азбука Брайля позволяет слепым людям не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом.

Они могут вводить текст в компьютер при помощи клавиатуры с рельефными клавишами, а для чтения ответа существуют дисплеи для слепых, представляющие собой узкую панель, на которой находятся брайлеровские ячейки.

Текст с компьютера преобразуется в импульсные электрические сигналы, которые воздействуют на часть стержней в ячейках и выталкивают их вверх. Незрячий человек, проводя пальцем по всем ячейкам, ощущает выдвинутые стержни как точки и читает слова.

А распечатать текст для чтения незрячими людьми можно с помощью брайлевского принтера.

Система шрифта Брайля

Шрифт Брайля является специальной системой обучения чтению и письму незрячих людей. Она была разработана в 1824 году. Сын сапожника, француз Луи Брайль, в возрасте трех лет ранил глаза шилом и потерял зрение из-за воспаления. В пятнадцатилетнем возрасте он создал метод начертания и чтения букв, который впоследствии назвали именем создателя. Шрифт Брайля для слепых отличается от линейного типа начертания знаков Валентина Гаюи. Прототипом нового шрифта для чтения стал «ночной метод», который разработал капитан артиллерии Шарль Барбье для того чтобы читать в темное время суток военные донесения. Но метод Барбье имел недостаток – знаки были слишком большими, и на странице их помещалось ограниченное количество.

Благодаря шрифту Брайля незрячие люди могут научиться писать и читать. Он способствует развитию навыков грамматики, пунктуации и правописания. Слепые также имеют возможность, используя этот метод, познакомиться со сложными схемами и графиками.

Какова структура русского шрифта Брайля? Как происходит их начертание и чтение? В шрифте Брайля буквы изображаются с помощью шести точек, которые делятся ровно на два столбца. Текст вначале читается справа налево, а на следующей странице – слева направо. При восприятии этого шрифта существует определенная сложность. Дело в том, что текст читается на обратной странице, используя выпуклости от отметок, проколотых с другой стороны. Точки в нем пронумерованы по столбикам сверху вниз. Их читают вначале с правой, а затем с левой стороны.

Это происходит следующим образом:

  • в верхнем правом углу находится первая точка;
  • под ней идет вторая;
  • нижний правый угол занимает третья точка;
  • вверху слева располагается четвертая точка;
  • ниже ее – пятая;
  • в левом нижнем углу – шестая.

Позже, расширяя русский шрифт Брайля, под третьей точкой добавили седьмую, а под шестой – восьмую. Ячейка без прокола представляет собой определенный символ. Размеры точек, расстояния между ними и столбцами соответствуют общепринятым нормам. Так, минимальная высота отметки, достаточная для распознавания, равна 0,5 мм. Проколы находятся на расстоянии 2,5мм один от другого. Расстояние между ячейками по горизонтали равно3,75мм, а по вертикали – 5мм. Благодаря такой структуре незрячий человек может, распознавая знаки на ощупь, довольно быстро и легко овладеть навыками чтения.

Печатные листы текстов по Брайлю могут иметь разный формат. В России принято, что один листок включает 25 строчек по 30 и 32 символа. Его размер равен 23×31см. Рельефно-точечный шрифт Брайля является для людей с потерей зрения единственным способом, с помощью которого они могут научиться писать и читать. Конечно же, их возможности значительно расширяются, и они могут получить образование, а затем работу.

Примечания

  1. . American Foundation for the Blind.
  2. American Foundation for the Blind, , http://www.braille.org/papers/jvib0696/vb960329.htm>. Проверено 15 апреля 2009.
  3. Ranalli, Ralph (2008-01-05), , http://www.boston.com/news/local/articles/2008/01/05/a_boost_for_braille/>. Проверено 17 апреля 2009.
  4. . AFB.org. Дата обращения 19 июня 2016.
  5. . Дата обращения 16 августа 2018.
  6. History of the Perkins Brailler www.perkins.org/assets/downloads/research/history-of-brailler-11-17-09.pdf
  7. . Victorian Collections. Museums Australia Victoria. Дата обращения 23 октября 2019.
  8. . cha-shcha.com. Дата обращения 8 декабря 2018.

Доступные родителям способы обучения слепых детей

Все перечисленные науки достаточно сложные. Они изучаются на протяжении многих лет в высших учебных заведениях, аспирантуре и докторантуре. Попробуем кратко сформулировать основные приемы воспитания детей с нарушениями зрения, которые могут освоить все родители, независимо от их уровня образования.

Если Вы обучаете ребенка произношению определенного слова, воспроизводите его четко. Можно взять ручку малыша и провести в момент речи по своим губам и лицу. Незрячие дети обычно с усилием нажимают на тот или иной предмет, когда знакомятся с ним. Приучите ребенка прикасаться к лицу мягко, чтобы он отмечал малейшие движения мышц

Большое внимание следует уделить методу обучения. Детям лучше давать новую информацию в виде игры

Если же у малыша есть проблемы со зрением, то такой способ является еще более предпочтительным. Обучающийся должен не просто повторять слова, а показывать их движениями, как он спит, ест, плачет, радуется и т.д. При развитии разговорной речи применяются методики, связанные с дыханием. С ребенком можно играть в такие игры, как «подуем на кашку» или «подуй, как ветер».

Как уже было отмечено ранее, слепым намного сложнее соотносить слово с конкретным предметом. Необходимо расширять его словарный запас и углублять знание о понятиях. Существуют различные методики, которые улучшают слух, осязание и других анализаторы, в том числе остаточное зрение. Чем больше малыш знакомится с окружающим миром, тем богаче становится его внутренний мир. Его словарный запас расширяется, а знания о предметах становятся глубже.

Осязательное обследование способствует более полному освоению информации. Большую помощь в этом могут оказать такие игры, как «Пальчик-мальчик», «Сорока-белобока». Взрослый должен произносить текст, а ребенок загибает/разгибает пальцы: «С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил…».

Со второго-третьего года игры, задания, упражнения можно усложнять. Дайте ребенку какой-нибудь предмет, название которого он уже должен знать, но не называйте его. Пусть он немного подумает и вспомнит его самостоятельно. При этом комментировать необходимо каждую операцию, которую Вы выполняете с ребенком. Речь идет об одевании, кормлении и пр. Старайтесь всегда говорить четко и кратко. Длинные предложения воспринимаются значительно сложнее.

В качестве примера детального объяснения действий можно привести следующую ситуацию. Вы садитесь за стол обедать. Можно произнести фразу «сейчас будем кушать». Попросите ребенка пощупать пустую тарелку, сопровождая его действия словами о том, что тарелка пустая и в нее нужно налить суп. Пусть малыш прислушивается к тому, как льется суп. Возьмите его ручку и аккуратно прикоснитесь к горячей тарелке. Со временем ребенку придется объяснять все меньше. Он будет понимать, что происходит вокруг по знакомым запахам, посредством осязания и слуха.

Эти и другие подобные методы родители осваивают, посещая специалиста. Параллельно ребенок учится в коррекционной школе или другом учебном заведении, пользуется специальными книгами и компьютерами. Процесс обучения слепых очень сложный. Но при правильной его организации ребенок сможет освоить все необходимые навыки и практически не будет отличаться от других.

Какие программы помогут научиться быстрой печати

Рождается спрос, а следом – предложение. Есть несколько разноуровневых приложений и программ, а также онлайн-тренажёров по слепой печати. Вот основные:

  • Stamina;
  • VerseQ;
  • СОЛО на клавиатуре;
  • Claviola.

Все эти программы можно скачать совершенно бесплатно.

Самым известным всего несколько лет назад был почти детский вариант клавиатурного тренажёра «Бомбина». Забавные бегемотики, вес которых увеличивался в зависимости от количества набранного за минуту текста, уступили позиции более серьёзным и прогрессивным версиям тренажёров.

Стамина – это мультиязыковой тренажёр, который помогает освоить метод слепой десятипальцевой печати. Программа имеет несколько преимуществ:

  1. поддержка нескольких языковых раскладок;
  2. возможность набора текста под диктовку;
  3. возможность набора текста из внешнего файла;
  4. набор реальных текстов;
  5. точные таймеры и время замера на скорость;
  6. альтернативные два варианта изначального расположения пальцев на клавишах;
  7. возможность вставить музыку на время обучения;
  8. замер изменения динамики печати.

VerseQ представляет собой тренажёр, который претендует на звание революционного в процессе обучения. Разработчики утверждают, что:

  • научиться печатать с нуля слепым методом можно всего за час;
  • за 15 часов работы можно поднять скорость печати вдвое;
  • первое письмо, набранное слепым методом десятипальцевой печати, вы сможете отправить уже через пару часов после начала занятий;
  • программа универсальна и подходит обучающимся любого возраста и начального уровня.

Claviola – это разработка от создателей VerseQ, которые постоянно совершенствуют производимые продукты. Эта программа – не для новичков, она служит скорее закрепителем. Зачастую, даже при успешном обучении, обстановка вне тренажёра немного напрягает. Например, не хватает привычного тиканья, настраивающего ритм, или вы начинаете зацикливаться на мысли о том, с какой скоростью набираете текст в данный момент. В этом случае и пригодится Claviola – она будет подсчитывать вашу активность на протяжении работы вне приложения и составлять статистику.

СОЛО на клавиатуре – ещё одна программа, обучающая печати. Основная её особенность в том, что она разработана психологом, российским доктором В. В. Шахиджаняном. Программа направлена на минимизацию вреда, который все мы ежедневно получаем от компьютера. Усталость от постоянной работы, как обещают разработчики, сократится на 20%. Ошибок при наборе и потраченных нервов станет меньше на 30%.

Какую программу выбрать – решать вам. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки, но все они имеют под собой одну цель: обучить пользователя слепой десятипальцевой печати, как можно скорее и эффективнее.

Для закрепления эффекта

Существуют также так называемые «клавиатурные гонки», где вы можете закрепить эффект, соревнуясь в режиме онлайн с другими участниками в наборе текста. Чтобы не было скучно, эти гонки имеют конкурсную основу – можно подниматься в рейтингах, обходить соперников и получать дополнительные баллы-поощрения от сайта.

Не стоит забывать, что все эти программы – лишь помощники. Вы работаете без контроля преподавателя, самостоятельно, поэтому интенсивность и результат зависят только от вас.

Особенности грамматики

Современный шрифт для слепых имеет некоторые грамматические отличия от обычной азбуки. Это приводит к тому, что человек, обученный работе со шрифтом Брайля, начиная работать на не адаптированном для слепых компьютере будет неизбежно делать ошибки. Шрифта Брайля имеет следующие грамматические отличия:

  • Прописных букв не существует.
  • После запятых и тире никогда не ставятся пробелы.
  • Нет промежутка между знаком номера и число.
  • Один и тот же символ может означать сразу несколько знаков препинания.

Для устранения грамматических недочетов незрячему человеку для работы на обычном компьютере нужно пройти дополнительное обучение.

Общемировое значение системы Брайля

Метод чтения Брайля используется всеми языками мира, даже для японских и китайских иероглифов. В последние годы его также применили для ряда языков Парагвая, Бутана, Руанды и Бурунди.

Системой Брайля можно воспроизвести:

  • любой алфавит;
  • цифры;
  • математические знаки, уравнения;
  • музыкальные ноты;
  • компьютерные символы;
  • сложные схемы и графики.

Еще в двадцатом веке одним из основных недостатков брайлеровского метода была невозможность общаться, беседовать «здесь и сейчас», то есть в режиме реального времени.

В настоящее время азбука Брайля позволяет слепым людям не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом.

Они могут вводить текст в компьютер при помощи клавиатуры с рельефными клавишами, а для чтения ответа существуют дисплеи для слепых, представляющие собой узкую панель, на которой находятся брайлеровские ячейки.

Текст с компьютера преобразуется в импульсные электрические сигналы, которые воздействуют на часть стержней в ячейках и выталкивают их вверх. Незрячий человек, проводя пальцем по всем ячейкам, ощущает выдвинутые стержни как точки и читает слова.

А распечатать текст для чтения незрячими людьми можно с помощью брайлевского принтера.

Слепой десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Слепая печать основана непосредственно на формировании мышечной памяти и тактильных ощущениях, где основная цель изучить и довести до автоматизма движения пальцев, и как следствие, запомнить (пальцами) расположение клавиш на определенной раскладке клавиатуры.

При десятипальцевом методе набора за каждым пальцем закреплена строго определенная зона клавиш. Каждый палец имеет узкий набор однотипных движений, поскольку перемещается непосредственно в заданных для него областях клавиатуры. Во время набора текста движения пальцев происходят на подсознательном уровне, без концентрации внимания на процессе печати. В этом заключается принцип метода слепой десятипальцевой печати.

После доведения навыка десятипальцевого набора до высокой степени автоматизма скорость печати значительно увеличится. Только согласованная работа всех 10 пальцев при наборе на клавиатуре позволит достичь максимальной скорости печати.

Человек может самостоятельно изучить технику слепого десятипальцевого набора текста, практикуясь, следуя базовым постулатам методики. Но гораздо эффективнее воспользоваться специально разработанными курсами обучения машинописи.

В среднем при ежедневных занятиях обучение быстрой слепой печати занимает менее 1 месяца, если уделять тренировке 1.5-2 часа в день. Конечно, чем усерднее ученик и регулярнее занятия, тем быстрее осваивается слепой десятипальцевый метод печати.

В подавляющем большинстве случаев обучение слепому десятипальцевому методу набора позволяет вводить текст, не глядя на клавиатуру, быстро и безошибочно.

Полученный навык остаётся с человеком на всю дальнейшую жизнь, и экономит не только время при работе за клавиатурой компьютера, но сохраняет здоровье.

Начните обучение слепому десятипальцевому методу быстрой печати – сделайте полезный вклад в своё будущее!

Правильная посадка за компьютером

Люди часто пренебрегают правилами и требованиями эргономики. Однако организация рабочего места облегчает работу за клавиатурой компьютера.

Исходное положение рук на клавиатуре

ФЫВА и ОЛДЖ – два магических слова, которые помогут любому желающему быстро научиться печатать текст на компьютере. Клавиши с этими буквами находятся в среднем (основном) ряду клавиатуры.

На пути к быстрой печати 50% успеха зависит от правильной постановки рук на клавиатуре, от того, насколько точно Вы умеете ставить пальцы на исходную позицию, от умения, не глядя на клавиатуру, находить основную позицию, чувствовать и ощущать клавиатуру.

Согласно схеме ниже, поставьте пальцы левой руки на четыре крайние буквы основного ряда клавиатуры – ФЫВА, пальцы правой руки – ОЛДЖ. Большие пальцы рук автоматически встают над пробельной клавишей. Это исходное положение рук на клавиатуре.

Левая рука

  • мизинец — Ф
  • безымянный — Ы
  • средний — В
  • указательный — А

Правая рука

  • О — указательный
  • Л — средний
  • Д — безымянный
  • Ж — мизинец

На клавишах под указательными пальцами с буквами А и О присутствуют маленькие риски (выступы), с помощью которых руки быстро находят и занимают исходное положение на клавиатуре.

Зоны пальцев на клавиатуре

Во время десятипальцевого набора за каждым пальцем закреплена определенная группа клавиш на клавиатуре.

Цветовая схема на рисунке отражает один из вариантов расположения таких зон. Существует несколько разновидностей группировки клавиш по пальцам.

При набора текста обязательно используйте только правильные пальцы для нажатия на клавиши.

Во время печати текста кисти рук практически не двигаются — перемещаются только пальцы.

После нажатия на клавишу палец обязательно должен возвращаться в исходную позицию с буквами ФЫВА и ОЛДЖ, если следующая буква расположена в другой зоне и клавиша будет нажата другим пальцем.

Не подсматривайте на клавиатуру — текст набирается только вслепую. Глаза сконцентрированы на экране, либо на исходном тексте.

Безымянные пальцы и мизинцы развиты значительно меньше остальных пальцев, поэтому для их тренировки нужно предпринимать больше усердия.

Пробельная клавиша нажимается большим пальцем свободной от печати руки. Если вы печатали последнюю букву перед пробелом левой рукой, то пробельная клавиша нажимается большим пальцем правой руки, и наоборот — если последняя буква печаталась правой рукой, то пробельная клавиша нажимается большим пальцем левой руки.

Что такое шрифт Брайля

Рельефно-точечный шрифт изначально придумали вовсе не для слепых, а для армии. Предполагалось, что с помощью него солдаты смогут бесшумно общаться в полной темноте. В армии язык не пошел: зрячим людям оказалось не под силу читать пальцами рельефные точки. Но не пропадать же изобретению — рельефному шрифту решили научить слепых детей, один из этих детей доработал систему, и в итоге получился рельефно-точечный шрифт, используемый для письма и чтения незрячими и слабовидящими людьми. Этого ребенка, как вы уже могли догадаться, звали Луи Брайль. В честь него и назван Шрифт Брайля, который теперь используется во всем мире.

«Брайльбука»: самоучитель в кармане

Рассказывая об обучающих играх, стоит остановиться на электронном самоучителе «Брайльбука». Это адаптивная мини-азбука в пластиковом корпусе, по габаритам не превышающее карманную игру или мини-планшет, с клавишами, на поверхность которых нанесены выпуклости символов Брайля. Каждой клавише соответствует отдельная буква алфавита.

При нажатии на клавишу устройство в голосовой форме произносит соответствующую букву, а также слово на эту букву. В некоторых произносимых словах фоном могут служить звуки, ассоциирующиеся со словами. Например, лай собаки или рык медведя. 

В верхней части мини-азбуки есть тактильная кнопка с изображением нотки. Нажав её, можно прослушать детские песенки про алфавит.

Маленький электронный самоучитель «Брайльбука» позволяет ребёнку не только в доступной форме изучить алфавит по системе Брайля, но и повысить общий интеллект. Узнать об устройстве подробнее и сделать заказ можно здесь.

Методы Braille-чтения

Поскольку шрифт Брайль является одной из немногих систем письма, в которых используются восприятие тактильного, в отличии от зрительного восприятия, читатель брайля должен развивать новые навыки. Один навык важен для читателей Брайля является возможность создания ровных и даже давления при выполнении своих пальцев вдоль слов. Есть много различных стилей и методов, используемых для понимания и развития Брайля, хотя исследование Б.Ф. Голландии показывает, что не существует никаких конкретных метод, который превосходит любые другие.

Другое исследование Lowenfield & Abel показывает, что шрифт Брайля может быть прочитан «самый быстрый и лучший … студентами, которые читают, используя указательные пальцы обеих рук». Еще один важный навык чтения подчеркивается в этом исследовании дочитать конец строки с правой стороны и найти начало следующей строки с левой стороны одновременно. Один окончательный вывод, который как Lowenfield и Авеля в том, что дети имеют трудности с использованием обеих рук независимо друг от друга, где правая рука является доминирующей рукой. Но эта рука предпочтение не коррелирует с другими видами деятельности.

Трудности в овладении смысловой речью

Смысловую речь ребенок начинает активно осваивать через год после рождения. В этом возрасте он пытается соотнести название объекта с его внешним видом. У незрячих детей нет такой возможности. Они не могут сопоставить конкретные слова с визуальным образом. Из-за этого словарный запас пополняется медленно. Более того, некоторые термины ребенок может усваивать лишь поверхностно, в самом узком смысле. Как мы знаем, многие слова имеют несколько значений. Слепые дети нередко знают только одно из них. Им сложнее использовать в речи те или иные понятия. Если не учитывать этот момент, качество словарного запаса будет низким.

Чтобы картина выглядела не такой безрадостной

Нельзя сказать, что на поле распознавания Брайля ничего не сделано. Есть довольно много статей о том, как компьютер учили распознавать шрифт Брайля, т.е. переводить Брайль с фотографий или сканов в цифровую форму. Но эти работы в большинстве своем остались на уровне теоретических разработок и не дошли до реализации.

Из готовых решений, доступных каждому, я нашла только аппаратно-программный комплекс — это такая дорогая большая железная машина с 3D сканером внутри, которая может распознавать только печатный Брайль. Безусловно полезная вещь, например, для брайлевских библиотек или для переиздания книг. Но слишком дорогая-большая-неудобная для более-менее любых других задач. Также есть проекты, которые заявляют о достижении высокого качества распознавания Брайля. Но пока это не общедоступные продукты, а, скорее, proof of concept.

Надеюсь, эта ситуация скоро изменится, и я смогу скачать на телефон распознавалку Брайля.

Что еще IT сообщество делает с Брайлевской нотацией:

  • Помощник обучению счету на Брайле, сделанный на ардуино.
  • Башкирова И.Л., Гордейко В.В. Условные обозначения по системе Брайля при обучении математике и языку.
  • Если вы хотите добавить написание на брайль на свой сайт, то вот тут есть библиотека. Смысла для незрячих в этом нет, на брайлевском дисплее эти знаки не прочитаются. Скорее для привлечения внимания к проблеме.

Зачем нужно автоматическое распознавание Брайля

— Кстати, а что значит распознавать Брайль? — Взять фотографию или скан текста на Брайле и превратить в машиночитаемые брайлевские символы (а дальше можно сразу конвертировать его в обычный текст на кириллице, латинице и т.д). А теперь главный вопрос: зачем нужно распознавать шрифт Брайля и переводить его в плоскопечатный текст (да именно так называют «обычные» буквы)? Ответ: больше всего распознавание Брайля и его автоматический перевод нужны людям, много взаимодействующим с незрячими, прежде всего родственникам и учителям.

Учителя в школах для слабовидящих, конечно, владеют Брайлем, но читать пальцами его обычно не умеют, читают глазами. Можете себе представить как тяжело проверять тетради диктантов из белых точек на белом фоне.

Родители и родственники незрячих людей часто вообще не могут выучить шрифт Брайля настолько, чтобы читать достаточно бегло, а не расшифровывая каждую букву. Получается, что родители не могут помочь своему ребенку с уроками или почитать вместе одну книгу, т.е. не могут делать самых обычных и привычных вещей.

Еще одна проблема — переиздание брайлевских книг, для которых нет цифрового источника. Переиздание — не обязательно именно издание бумажной книги, принципиальна здесь именно оцифровка. Если есть цифровая версия, то дальше можно и печатать, и читать на брайлевском дисплее. Основная проблема с книгами, сделанными специально для незрячих в доцифровую эру. Например для учебников музыки, разработанных под брайлевскую нотную запись. Такие книги, изданные лет 40 назад, уже заметно обветшали, а замены им нет. Так что распознавание Брайля нужно и самим незрячим людям.

Но главная цель — помочь незрячим людям расширить круг общения. Например, не так давно незрячие дети начали участвовать в школьных олимпиадах. Сейчас работы ребят сначала вручную «переводятся» с Брайля в плоскопечатный шрифт, а только потом проверяются. В таком варианте невозможно сделать участие в олимпиадах достаточно массовым, доступным во всех регионах.

Если убрать «языковой барьер», преподавать незрячим людям смогут люди, не умеющие бегло читать на Брайле.

В конце концов, можно будет спокойно отправить открытку на Брайле в посткроссинге, и ее смогут прочесть все.

Как писать шрифтом Брайля вручную

1 способ — используя брайлевский прибор и металлический грифель.

Прибор состоит из пластины с выдавленными шеститочиями и крышки с отверстиями. Между ними вставляется бумага большей плотности, чем обычно. Грифелем, похожим на шило, надавливают на бумагу через отверстия крышки и получают брайлевский знак.

Читают тексты, перевернув страницу. Поэтому писать их нужно в обратном порядке, справа налево.

2 способ – используя брайлевскую печатную машинку.

На ее клавиатуре располагаются:

  • Кнопка пробела — в центре.
  • По 3 кнопки справа и слева от пробела. Они соответствуют точкам брайлевской ячейки.
  • Кнопка возврата назад.
  • Ручка для вращения строки вверх-вниз.

При написании буквы нажимаются сразу все кнопки-точки, из которых она состоит.

Напечатанный этим способом текст не нужно переворачивать для чтения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.